Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 2

antarctica

Другие части:
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 1
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 3

День 11

Высота: 3 680 метров над уровнем моря

Пройдено: 1 312 километров пути

Экспедиция совершает первый в истории трансантарктический автономный автомобильный переход через 3 полюса: Недоступности, Южный географический и полюс холода. Позади уже более 1000 километров. Путешественники решили отклониться от заданного маршрута, чтобы посетить заброшенную американскую станцию Плато.

Спутниковая навигация в Антарктиде вещь довольно условная. У экспедиции есть точные координаты американской станции Плато. Судя по навигатору, команда уже на месте. Но никакого намека на станцию не видно.

search

Больше часа вездеходы кружили в заданном квадрате, но результата нет. И дело не в том, что станция могла сместится вместе со льдами более чем на километр. Скорее всего координаты были получены с явно большой погрешностью.

Спустя ещё полчаса настойчивых поисков члены экспедиции наконец заметили антенны, выступающие снега.

plateau

Станция полностью занесена снегом и остались только мачты антенн и люк, ведущий ко входу станции. Несколько лет назад, немецкие ученые пометили место входа на станцию вешками. За прошедшие 50 лет эту станцию посетило всего несколько человек. Но там под снегом хранится до сих пор большой запас продуктов, медикаментов и медицинских инструментов на случай экстренной необходимости.

plateau_1968

На станции абсолютная темнота. Минус 60 градусов. Станция сохранилось в своём первозданном виде. Ощущение, что полярники ненадолго вышли, чтобы завершить очередное исследование и вот-вот вернутся. Членам экспедиции приятно было увидеть следы цивилизации, о существовании которой за 2 недели скитаний они уже начали забывать.

На антарктическом континенте немало мест сохранившихся подобно станции Плато. В 1956 году американской экспедиции удалось отыскать и освободить от снега и льда хижину самого Роберта Скотта. Исследователи увидели, что в ней, как в морозильной камере всё осталось в первозданном виде, даже провизия.

И ещё одно знаменитое сооружение, законсервированное под снегом – советская станция на полюсе Недоступности, куда и направляется экспедиция. До неё около 400 километров. Это приблизительно 4 дня пути.

День 14

Высота: 3 650 метров над уровнем моря

Каждое утро перед стартом механики проводят необходимые профилактические работы. Обязательно нужно проверить все сцепные устройства в прицепах. Потеря даже одного из них ставит под угрозу всю экспедицию. В первых рядах самый рьяный сторонник регулярной профилактики – механик Владимир Обиход. Его дотошность и въедливость приводят к частным задержкам в пути, что вызывает раздражение у остальной команды.
Владимир Николаевич, пока всё не проверит, с места не трогается. Он мотивирует это тем, что лучше задержаться на лишние 12 минут, чем оборвать караван и потерять прицепы или волокуши. А в них находятся и топливо, и провизия.

С момента старта прошло ровно 2 недели и сейчас наступает очень ответственный момент. Ещё немного и команда окажется на первом из трёх полюсов Антарктиды, отмеченных в маршруте. Члены команды, в приподнятом настроении, пристально всматриваются в горизонт уже несколько часов, надеясь разглядеть главную достопримечательность полюса Недоступности – бюст Владимира Ильича Ленина.

lenin

Памятник Ленину установили в самом центре Антарктиды в 1958 году. Его привезла сюда третья советская антарктическая экспедиция, возглавляемая известным ученым и полярникам Евгением Толстиковым.

И вот, наконец то, участники экспедиции заметили бюст Ильича. Восторгу не было предела. Полюс Недоступности взят!

Вот как описывает посещение полюса водитель-механик Алексей Макаров:

– Ленин мог стоять, глядя в любую сторону света. Но он смотрел прямо на нас. Мы подъезжаем, Ленин смотрит прямо на нас. То есть нас встречали.

Станция Полюс Недоступности

Полюс Недоступности – это наиболее удалённая от берегов Антарктиды, а, следовательно от всей цивилизации, точка на континенте.

На вершине Эвереста побывало около 5 000 человек. Ежегодно на Южный Полюс приезжает около 400 туристов. Это не считая учёных. А на полюсе Недоступности, с 1958 года побывали 75 учёных, лётчиков и путешественников. Ровно 60 лет назад в декабре пятьдесят восьмого года здесь появилась советская полярная станция. Это был небольшой вагончик на полозьях с кожухом буровой установки, на вершине которой поставили бюст Ленина. Затем станция использовалась учеными в 64, 66 годах. Но тоже на несколько дней. Сейчас она полностью занесена снегом, за исключением бюста Ильича. И это первый полюс экспедиции. Впереди еще два.

Режиссер Кристина Козлова стала второй женщиной в мире и первой россиянкой, добравшейся до антарктического полюса Недоступности. Вообще, представительниц слабого пола в Антарктиде встретишь нечасто. Например, на российских станциях уже в течении многих лет на зимовку остаются исключительно мужчины. За всю историю нашего освоения материка, только 6 советских и российских женщин решились провести зиму в экстремальных климатических условиях. Но первой женщиной в Антарктиде была наша соотечественница, доктор геолого-минералогических наук – Мария Клёнова. Она приехала сюда в составе Первой советской антарктической экспедиции в 1956 году.

Надо заметить, что другие страны не допускали женщин в Антарктиду вплоть до 1970 года. Но ситуация меняется и скоро мы увидим равноправие полов. Уже сейчас, на немецкий станции Ноймайер 3 из девяти полярников четверо, обязательно представительницы прекрасного пола. А один раз, в девяностых годах, немецкие женщины-полярницы вообще остались зимовать в гордом одиночестве.

В последний раз люди посещали полюс недоступности в декабре 2011 года. Поэтому узнав, что экспедиция направляется сюда, полярники российской антарктической экспедиции попросили очистить Ленина от снега в случае, если его занесло. Но оказалось, что к антарктическом Ильичу снег не прилипает. Возможно потому, что сделан бюст из особого сорта пластмассы. За время, проведённое в Антарктиде, Ильич заветрился и пожелтел. Но взгляд его всё так же обращён на Москву.

snow_level

Это сейчас станция заметена снегом. А в 1958 году, пока её не занесло, в небольшом здании могли жить четыре человека. Там же находилась радиостанция и электростанция. Пробурили 60 метровую скважину для измерения температуры снежной толщи. А вблизи от жилого помещения подготовили взлетно-посадочную полосу. Учёные пробыли здесь всего 12 дней. Провели цикл наблюдений по метеорологии, гляциологии, магнетизму, оставили запас продуктов и покинули полюс Недоступности. На станции находится книга посетителей. В 2007 году англичанин Генри Куксен расчистил от снега вход чтобы расписаться в этой книге и выяснил: дверь заперта на ключ.

station

station_plan

День 16

Высота: 3 600 метров над уровнем моря

Пройдено: 1 700 километров пути

Позади самая высокая точка путешествия. Станция полюс Недоступности расположена на высоте 3718 метров над уровнем моря.

Караван экспедиции начинает спускаться. Чем дальше, тем больше будет кислорода. Дышать становится легче, самочувствие улучшается. Двигатели вездеходов, судя по растущей скорости, тоже испытали облегчение.

Давление в шинах механики регулируют в зависимости от грунта и рельефа местности, по которой предстоит проехать вездеходом. Если снег пушистый, сыпучий, то колёса приходится спускать, чтобы не провалиться. Иногда даже до одной десятой атмосферы. Если начинается твердый лёд, шины следует, наоборот, подкачать. Проходимость при этом снижается, но зато существенно экономится топливо.

Механики пытаются привлечь к работе, спускать и накачивать шины, операторов – хочется побыстрее справится с работой и поехать дальше. Но в экспедиции у операторов своя задача: им нельзя выпускать камеры из рук, особенно когда идут ремонтные работы. И это скоро станет проблемой.
Одно колесо постоянно спускает. Его вновь и вновь приходится подкачивать. Механики пытаются разобраться в чём суть проблемы.

Оказалось, что причина в колёсном диске. Заводской брак одного из них привел к тому, что диск начал пропускать воздух. Диск заклеили эпоксидной смолой. Проблема вроде бы решена, но сколько выдержит эпоксидный клей никто не знает. Нужно быть готовыми к тому, что колесо при необходимости придется постоянно подкачивать. По мере приближения к следующей цели – южному географическому полису, караван будет становиться всё легче. Расходуется топливо и провизия, а значит нагрузка на колёса будет снижаться

Антарктида – горная пустыня

Когда едешь по Антарктиде очень скоро начинаешь верить, что всё это огромный замерзший океан. И стоит пробурить лунку и можно ловить рыбу. Но на самом деле по классификации природных зон Антарктида это пустыня. Причём самая засушливая на Земле. Здесь есть места, их называют сухие долины, там осадков не было, внимание! 8 000 000 лет. Так вот в этой пустыне сосредоточено 70% мировых запасов пресной воды. Потому что Антарктида – это три Европы, или две Австралии, или полторы Америки, или, всего лишь четыре пятых Российской Федерации.

Самая высокая точка Антарктиды – пик Винсон возвышается на 4 892 метра над уровнем моря. Винсон входит в знаменитую программу «Семь вершин» – список из 7 высочайших вершин на 7 континентах. Для альпинистов это гора стоит в одном ряду с Эверестом, Эльбрусом и Килиманджаро.

Сравнительно недалеко от станции «Новолазаревская», в 150 километрах находится горный массив Вольтат и два вертикальных пика Культанна и Ульветанна. Такое ощущение что где-то здесь потерпел крушение огромнейший космический корабль, а это брызги от взрыва. Горы, которые окружают этот массив абсолютно стандартный по своей форме. А вот таких больше в Антарктиде нигде нет.

mountains_voltat

Гора Ульветанна была открыта норвежскими исследователями в середине XX века в переводе это название означает «волчий клык». Первыми людьми, взобравшимися на вершину, тоже были норвежцы. Только случилось это в 1994 году.

А уже в 2010 здесь впервые побывали российские альпинисты – знаменитый бэйс-джампер Валерий Розов совершил прыжок в костюме Wingsuit – летающие крыло с высоты 2 931 метр.

flight

Связь в Антарктиде

Кристина Козлова каждый вечер выходит на связь со станцией «Новолазаревская» и докладывает о том, как проходит экспедиция. В условиях Антарктиды это жизненная необходимость. Если в течении двух дней экспедиция не выйдет на связь, то по последним поступившим от них координатам будут высланы спасатели.

С 2013 года в Антарктиде работает интернет. Но скорость его очень низкая. Сигнал передается через спутник связи. Из-за постоянного дрейфа ледяного панциря подвести к Антарктиде подводный кабель технически невозможно. В нашей экспедиции связь обеспечивают две мощные антенны спутниковой связи.

antennas

Южный полюс

Сейчас нельзя просто так взять и приехать на Южный полюс. Потому что Антарктида в первую очередь объект исследования, а потом уже место для путешествий. На Южном полюсе находится американская полярная станция Амундсен-Скотт. Здесь есть Зона Тишины и Зона чистого воздуха. В них запрещено движение любого технического средства.

silence_zone

По странному стечению обстоятельств этот сектор развернут в сторону большинства российских полярных станций. Поэтому экспедиции пришлось сделать не маленький крюк чтобы этот сектор обойти.

На Южном полюсе гораздо больше людей чем ожидалось увидеть. Хотя удовольствие это не из дешевых. Средняя стоимость путёвки на полюс 90 000 долларов. Несмотря на это каждый год сюда приезжает около 400 туристов со всего мира. Многие едут чтобы установить свой личный рекорд. Кто на чём может. Туристы из Исландии добрались до полюса на специально подготовленных внедорожниках.

suv

Механики экспедиции весьма скептически относятся к этим машинам.

– Они красиво смотрятся. Но функционально…  Представь, 2 недели на них ехать?

Кто-то даже приехал на полюс на трёхколёсном велосипеде.

bicycle

Только не пугайтесь, но полюсов на самом деле два. Один церемониальный. Он окружён флагами стран, которые постоянно присутствует в Антарктиде. Сюда все приезжают, здесь все на память фотографируется. А второй полюс истинный.

south_pole_station

Дело в том, что ежегодно ледяной панцирь Антарктиды здесь двигается метров на 10-11. И каждый год 1 января ученые устанавливают новый памятный знак на месте истинного географического полюса. А старый знак отправляется в музей станции «Амундсен-Скотт».

pole

Изначально станция «Амундсен-Скотт» располагалась точно на географическом южном полюсе планеты. Однако из-за движения ледника, за несколько лет, база переехала в сторону. И сейчас она находится в 200 метрах от своего первоначального положения. И продолжает двигаться.
Первую станцию давно занесло снегом. Вторую – разобрали. Это третья по счёту. У неё есть одна хитрая особенность. Она стоит на опорах, которые дважды могут подняться на 4 метра. Так что станция прослужит ещё лет 35-40, но потом её всё равно занесёт снегом.

ammundsen_scott

Полярники живут на станции круглогодично. В их распоряжении есть всё необходимое как для исследований, так и для быта. Оранжерея, где выращивают фрукты и овощи. Хорошо оснащенный медицинский центр. Научные лаборатории. Богатая библиотека. Прекрасная столовая, где очень вкусно кормят. Музыкальная комната с инструментами на любой вкус. И даже музей, где экспедиция оставила свой подарок – памятную медаль экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева. А любимые места у полярников – комната отдыха и спортзал.

Турист, которому повезло побывать на станции «Амундсен-Скотт», может поставить в свой паспорт штамп о посещении Южного полюса.

passport

Условия жизни американских ученых на станции гораздо более комфортабельны, чем условия жизни в вездеходах. Но правила принятия водных процедур на станции такие же, как, например, на «Новолазаревская». Душ два раза в неделю, время – две минуты.

В Антарктиде жидкая вода в дефиците. А чтобы плавить снег и лёд приходится использовать топливо, которым здесь очень дорожат. После использования грязную воду подвергают многократной очистке и фильтрации.

Когда наступает полярная ночь, весь личный состав станции идёт смотреть фильм «Нечто», где пришельцы нападают на полярников. А в середине сезона они обязательно смотрят фильм «Сияние», где Джек Николсон сходит с ума во время зимовки и бегает за всеми с топором.

На Восток!

Последние фотографии на Южном полюсе и экспедиции пора отправляться на станцию «Восток». Правда, чтобы оказаться на Востоке, придется двигаться на север. В какую бы сторону вы не поехали с Южного Полюса, вы всегда двигаетесь на север. Такой географический парадокс.
Механики фотографируются отдельно от съёмочной группы. Стало понятно, что раздражение, несмотря ни на что, по-прежнему присутствует. Но никто не хочет выливать его друг на друга, всё-таки впереди ещё тысячи километров пути.

mechanics

День 22

Высота: 3 074 метров над уровнем моря

Пройдено: 3 215 километров пути

Два из трёх полюсов взяты. Остался последний – абсолютный Полюс Холода Земли, вблизи которого расположилась легендарная станция «Восток».
Теперь у экспедиции появилась новая, очень заманчивая цель – встретить Новый год с российскими полярниками на станции «Восток». У команды есть всего неделя, чтобы преодолеть расстояние в 1 280 километров. Это значит, что каждый день они должны проходить более 180. Держать такой темп будет очень непросто.

Горючего осталось меньше половины. Если оно закончится – рекорда не будет. Ведь экспедиция совершает автономный переход без использования помощи извне. Оставалось надеяться, что уменьшение веса каравана приведет к уменьшению расхода топлива. Каждый из участников экспедиции считает в уме километры до станции «Восток». И каждый строит планы чем займется по прибытии.

Водитель-механик Алексей Макаров:

– В баню схожу. Мечтаю об этом. Я думаю, уже на «Востоке» может получиться баня. Не может быть. Должна получиться. Мы же туда веники везём, не просто так едем. Не простые веники! Через всю Антарктиду, через Южный полюс прошли!

И тут произошло то, чего все опасались: один из прицепов, и сани волокуши оторвались от каравана. Ещё повезло, что потерю вовремя заметили.

trailers

Меньше чем за час заменили крепление. Снова сцепили автопоезд и надо нагнать то время, которое потеряли. А в этот день нужно пройти суммарно не менее 200 километров.

Психологические проблемы

В тяжёлых полярных условиях устаёт не только металл. Люди не исключение. Напряжение в группе растёт. Каждая задержка в пути уменьшает шансы прийти на станцию «Восток» вовремя. Спустя 23 дня после старта, нервы начинают сдавать у всех. Любая мелочь может стать причиной ссоры.
В течение всей поездки съёмочная группа вела видеодневник. И раз в двое суток выходили в эфир на Первом канале, чтобы рассказать, как осуществляется переход. До этого такого не делал никто. Естественно, такая частота вещания требует серьезной подготовки и большой занятости. Операторы не выпускали камеры из рук ни во время движения, ни на остановках. Они делали свою работу даже когда водители-механики могли попросить о помощи. Вот это и порождало конфликты. В таких ситуациях сложно разобрать кто прав, а кто виноват. В условиях постоянного холода и гипоксии, критическое мышление начинает отказывать. Начинаются конфликты и женские истерики.

Водитель-механик Алексей Макаров:

– Конечно, тяжело. Замкнутое пространство. Одни и те же люди. У каждого свой характер. Всё может быть.

Конструктор вездеходов «Емеля», Василий Елагин:

– Главная опасность – проблема маленького коллектива. Тут ведь что? Мы люди из народа. Трактористы. А тут богема! И попробуй вот это всё совместить.

Не всё у экспедиции проходит гладко. Проблемы есть. Особенно они касаются катастрофической нехватки личного пространства. Потому что его попросту нет. Они всё делает вместе. Вместе едут, вместе едят, спят, в конце концов вместе снимают кино. И выход тут каждый ищет индивидуально. Кто-то каждый вечер на стоянке уходит в ледяную пустыню на километр чтобы побыть одному. Кто-то замыкается в себе. Кто-то становится, наоборот, более раздражительным. Ну и конечно же не обходится без настоящих женских слез.

Другие части:
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 1
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 3

Фильм Валдиса Пельша «Антарктида. Хождение за три полюса». Фильм второй

Все права на контент содержимого статьи: текст, фото и видеоматериалы принадлежат создателям и правообладателям фильма «Антарктида. Хождение за три полюса». Ссылка на оригинальный контент. Если Вы являетесь правообладателем этого контента, не согласны с размещением этого контента на сайте и считаете, что ваши права нарушены, прошу сообщить об этом владельцу сайта для урегулирования разногласий в досудебном порядке. Это можно сделать в комментариях к статье или на странице Контакт.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*