Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 3

vehicles

Экспедиция в Антарктиде уже 25 дней. Пройдено почти 4 000 километров бездорожья в ледяной пустыне. Покорено уже два полюса из трёх: полюс Недоступности и Южный географический полюс. До этих пор все поломки удавалось устранять, а все конфликты решать. Но чем дальше, тем больше накапливается усталость. Осталось достичь последнего полюса – Абсолютного полюса Холода Земли. Вблизи него расположилась знаменитая станция «Восток».

Другие части:
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 1
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 2

День 26

Высота: 3 383 метров над уровнем моря

Пройдено: 3 830 километров пути

Вновь дало о себе знать колесо с бракованным диском. Мороз и постоянные ударные нагрузки разрушили эпоксидную заплатку и увеличили трещину в металле. Вначале подкачивали колесо раз в сутки, но, когда приходилось качать через каждый час, было решено заварить шов. Ремонт диска занял более 4 часов, зато теперь не придётся лишний раз останавливаться чтобы накачать колесо.

Самое интересное, что напряженность в отношениях потихоньку сходит на нет. Потому что все хотят добраться до станции «Восток» вовремя. А значит, приходится договариваться.

До станции «Восток» остаётся почти 200 километров — это один дневной переход. После очередной ночёвки обнаружена еще одна поломка – требуется замена пыльника на амортизаторах.

Когда уже, казалось, что ремонт закончен, Василий Елагин неожиданно получил травму – домкрат сорвался и металлической частью ударил его по лицу. Бровь рассекло до крови. Кристина Козлова прошла перед поездкой курсы первой медицинской помощи и Василий Елагин оказался в её заботливых руках. Травма оказалась не опасной. Экспедиция может продолжать наш путь на станцию «Восток», на одну из самых труднодоступных станции Антарктиды.

Кстати, на борту вездеходов есть всё необходимое, включая реанимационное оборудование и дефибриллятор.

Врачи в Антарктиде

Даже на самой маленькой полярной станции всегда есть два врача. Почему? Потому что в 1961 году врач станции «Новолазаревская», Леонид Иванович Рогозов, сам себе вырезал аппендикс. Ситуация была критической, медлить было нельзя. Рогозову ассистировали три человека: метеоролог подавал инструменты, инженер-механик держал зеркало и светил лампой, а начальник станции должен был сменить одного из ассистентов, если тот потеряет сознание. Это была вторая автооперация в истории. Первую провели американцы в порядке эксперимента, а наши делали в критической ситуации.

День 27

Высота: 3 488 метров над уровнем моря

Пройдено: 4 082 километров пути

Территория, где расположена станция Восток – самое холодное место на планете. Именно здесь была зафиксирована рекордно низкая температура за всю историю метеонаблюдений – минус 89,2 градусов. Расположена станция 3488 м над уровнем моря, а значит впереди все прелести высокогорных условий – низкое давление и нехватка кислорода.

Водитель-механик Алексей Макаров:

– Наши встречали от души. Просто встречали наши наших. Это было приятно. Это было действительно хорошо. Это было тепло. Вот это душевное тепло, конечно, не передать словами.

vostok

Единственная Российская Полярная станция, которая находится в глубине континента – станция «Восток». Это одно из самых удивительных мест в Антарктиде.

Появилась она благодаря решению советского правительства: установить полярную станцию на геомагнитном полюсе Земли. Но с тех пор геомагнитный полюс сдвинулся далеко в сторону. И тут выяснилось, что, во-первых, именно здесь находится полюс Холода. А во-вторых, прямо под станцией на глубине более 3000 метров находится подлёдное озеро «Восток». Пятое по величине в мире, возрастом от 10 до 33 миллионов лет.

На станции «Восток» постоянно находится 25 человек. Они занимаются научными исследованиями и обеспечением самой станции. Условия, в которых им приходится это делать близки к экстремальным. Зимовка на Востоке сродни подвигу.

Станция «Восток»

«Восток» — это самая суровая с точки зрения условий жизни и работы полярная станция на свете. Во-первых, её занесло более чем трёхметровым слоем снега. Кстати, вот этот тоннель длиной 40 метров ведущий к главном входу в одиночку выкопал полярник Володя Соляник. Поэтому он называется улица Соляника.

Solyarnik_street

Во-вторых, низкие температуры. Минус 70, минус 80 градусов здесь норма. Существует даже клуб двухсот. Когда, протопив в баню до 120 градусов, обитатели станции выбегают на улицу при минус 80 и падают в снег. Перепад 200 градусов по цельсию.

В-третьих, высота 3500 метров и аномально низкое давление. Мы с вами привыкли что оно должна быть 760 миллиметров ртутного столба. А здесь 460! На 300 миллиметров ниже. И это ещё не всё! 10 месяцев в году «Восток» практически полностью изолирован от внешнего мира. Случись что нельзя будет вызвать даже авиацию. В полярную ночь при минус 55 снег по своим физическим характеристикам становится как песок и самолет при посадке просто перевернется.

station_vostok

Здание станции «Восток» служит российским полярникам уже очень долго, почти 50 лет. Но скоро здесь всё изменится. На месте занесённый снегом станции планируется установить современный зимовочный комплекс. В сезоне 2018-2019 был предпринят успешный экспериментальный поход на станцию с целью выяснить возможность доставки тяжеловесных грузов. Сами же грузы будут отправлены годом позже. Впервые подобный проект финансируется за счет частных инвестиций.

Комплекс будет состоять из жилых модулей, медицинского корпуса с оборудованной операционной, лабораторией, зоны отдыха с оранжереей и тренажерным залом, электростанции и гаража. Новый комплекс будет занимать площадь две с половиной тысячи квадратных метров и принимать на зимовку 15 человек. В летнее время здесь смогут одновременно жить и работать 35 полярников.

project

История станции «Восток» — это история великих преодолений. В апреле 1956 года с побережья Антарктиды со станции «Мирный» стартует первый санно-тракторной поезд. Они должны были пройти 1400 километров, но прошли только 375 и остановились. Вот так появилась станция «Пионерская». Ещё через год на более мощных тракторах стартует следующий поезд. Они пройдут 640 и появится станция «Восток-1». И только в декабре 57 года здесь оказались люди.

Руководитель второй континентальной антарктической экспедиции Алексей Трёшников, которого по праву считают основателем станции «Восток», выбрал для станции очень удачное место. Оказалось, что помимо геомагнитного полюса, здесь же расположено уникальное подлёдное реликтовое озеро, обнаружение которого стало одним из величайших географических открытий XX века.

Озеро Восток

Первое бурение здесь началось в 1990 году, но вскрыть озеро удалось только в 2012. Озеро «Восток» занимает площадь 15700 квадратных километров. Это чуть меньше, чем площадь Ладожского озера.

lake_vostok

Оно уникальна по многим параметрам. Но даже без него станция «Восток» может считаться главной научной станцией в Антарктиде.
Официальная дата, когда озеро Восток стало существовать на картах Антарктиды – 1994 год, когда были первые статьи, опубликованные международных журналах и озера Восток, получило свои очертания на карте Антарктиды. Все узнали про то, что под 4 километровым ледяным панцирем существует озеро. А бурение было начато в 1970 году. Первоначально основная цель бурения состояла в том, чтобы изучить строение ледникового покрова Антарктиды.

Согласно современным представлениям учёных, лёд копился в Антарктиде миллионы лет. По его составу можно определить из чего состояла атмосфера нашей планеты в древности, выявить закономерности изменения климата, а значит спрогнозировать будущее Земли.

Наверное, нет такого человека, который бы не слышал о глобальном потеплении. Научные данные, полученные на станции «Восток», убедительно доказывают – аномальные изменения климата на нашей планете идёт полным ходом.

Полярник станции «Восток», гляциолог Алексей Екайкин

— Вот климатическая кривая нашей планеты за полмиллиона лет. Вот как температура менялась. Мы живём в тёплую эпоху. Вот была холодная эпоха 30 000 лет назад. Вот каждые 100 000 лет этот цикл повторяется. А вот изменение в атмосфере углекислого газа и метана – основных парниковых газов. И вот видно, что, когда у нас больше парниковых газов – у нас теплее и наоборот. Парниковый эффект он действительно существует и от него никуда не деться. И только по керну станции «Восток», только по кернам Антарктиды можно узнать, как менялось содержание углекислого газа в прошлом. Вот в таких пределах оно менялось. А сейчас у нас вот такой уровень. То есть только изучая ледяные керны мы точно знаем, что современное содержание углекислого газа в атмосфере оно абсолютно ненормально. Оно абсолютно аномально.

CO2

Новый год

Даже 31 декабря, в канун Нового года работа не прекращается. Геофизики, гляциологи, метеорологи, медики, механики, радист и повара заняты каждый своим делом. Но про новогодний стол здесь тоже не забывают.

Встречают Новый Год всегда все вместе. В этот раз по вине нашей экспедиции за столом стало совсем тесно, но от этого атмосфера в комнате стало только теплее.

Вальдис Пельш:

– Дорогие друзья! Прежде чем мы начнём провожать старый год, позвольте присоединить к вашему шикарному столу наши скромные дары. Мы знаем, что вас есть небольшой дефицит воблы. Это хорошая астраханская вобла. У вас есть небольшой дефицит сала — это хорошее сало. У вас есть небольшой дефицит профилактических средств — это хорошие профилактические средства, мы их употребляли, всё в порядке, поэтому у нас никто не заболел. Но самое главное мы специально для этой экспедиции сделали реплику всех медалей, которые были у Беллинсгаузена и Лазарева. И мы с огромным удовольствием хотели бы подарить вам всем, без исключения эти медали под аплодисменты всех присутствующих.

new_Year

В Антарктиде можно отмечать Новый год в 24 раза. Дело в том, что на полюсе сходятся все часовые пояса. Поэтому разницы нет никакой. Там либо полярный день, либо полярная ночь. На станции «Новолазаревская», например, живут по Гринвичскому времени, на станции «Восток» по новосибирскому времени, а на станция Амундсен-Скотт, который находится на полюсе, по новозеландскому. Знаете почему? Потому что к ним самолеты прилетают из Новой Зеландии. Им так удобнее.

Транспорт в Антарктиде

В январе 1940 года в Антарктиду прибывает американский супервездеход «Снежный крейсер», который спроектировали и построили всего за 11 недель. Длина 17 метров, ширина – 6, высота – 5. Каждая пара колёс управляется отдельно, изменяемый клиренс до полутора метров. На крыше место для самолета. Запас хода 8 000 километров. Запас продовольствия для экипажа из пяти человек – год. Планы грандиозные: «Снежный крейсер» должен пересечь Антарктиду дважды крест-накрест, оба раза через полюс, а после объехать по побережью.

snow_cruiser

И знаете сколько прошёл «Снежный крейсер» по Антарктиде? 148 километров, причём задним ходом.

А вот вершина советской автотракторной эволюции. Штаб, радиоцентр, жилье, лаборатория под одной крышей. Вернее, на одних гусеницах. Вездеход «Харьковчанка».

kharkovchanka

Этот уникальный вездеход был спроектирован и собран в Харькове, весной 1958 года всего за три месяца. За решение задачи по созданию машины взялись конструкторы двух заводов: машиностроительного, в народе танкового, и авиационного. Ходовая часть подошла от тяжелого армейского тягача АТ-Т. Правда её пришлось модернизировать: двигатель форсировали, доведя его мощность до почти тысячи лошадиных сил, установили дополнительные топливные баки на 2 500 литров солярки и увеличили запас хода машины до полутора тысяч километров.

Четыре вездехода «Харьковчанка», весом по 35 тонн каждая, поступают в распоряжение полярников. Они могут везти за собой до 70 тонн грузов. И это настоящий прорыв. Вездеходам «Харьковчанка» покорились все полюсы континента: географический, геомагнитный и полюс недоступности. Полярники любили эти машины не только за универсальность, но и за надежности. Даже исчерпавшие свой ресурс, вездеходы спустя многие годы простоя, легко заводились на любом морозе.

День 32

Высота: 3 410 метров над уровнем моря

Пройдено: 4 817 километров пути

После ночной стоянки в одной из машин была обнаружена серьёзная неисправность: двигатель заводится, но очень быстро начинает перегреваться. Охлаждающая жидкость, рассчитанная на мороз до минус 80 градусов, неожиданно загустела и перестала циркулировать. Сгустки антифриза забили радиатор.

Обычно перед ночной стоянкой экспедиция разворачивала машины таким образом, чтобы радиатор оставался повернут к солнцу. Отсутствие серьезных проблем с техникой расслабило команду и радиатор вездехода в этот раз остался в тени. Всю ночь в него задувал ледяной антарктический ветер.

Радиатор, крайне осторожно чтобы ничего не повредить, отогрели газовой горелкой.

Экспедиции осталась последняя тысяча километров на пути к конечной цели – полярной станции «Прогресс». Караван стал гораздо легче. На станции «Восток» оставили сани-волокуши, пустые бочки, часть провизии, даже тёплую одежду. Теперь всё подчинено трём основным принципам – скорость, экономия и вес. Если топлива не хватит, то путешественники приняли решение: слить всё горючее в одну машину, которая дойдёт до станции «Прогресс», а потом вернется за отставшей.

Финальные марш-бросок к станции «Прогресс» только на первый взгляд может показаться несложным. Дело в том, что он пролегает по накатанной дороге – зимнику. Дорога идёт вниз, а значит будет больше кислорода, и двигатели, как и люди не будут задыхаться. Так как экспедиция приближается к побережью, на её пути вновь появилась серьёзная опасность — это многокилометровые трещины. Если следовать по дороге их ещё можно избежать, но шаг влево, шаг вправо от проложенного маршрута и поминай как звали.

Настало время рассказать очень важную вещь – как в Антарктиде преодолеваются ледниковые трещины. Дело в том, что в глубине континента, на антарктическом куполе их практически нет. Но чем ближе к берегу, тем чаще они встречаются. Их, как правило, заносит снегом и образуются такие снежные мосты и на поверхности они становятся неразличимы. А провалиться туда может целый санно-тракторный поезд.

Метод, о котором мы вам расскажем существует уже, наверное, лет 70. Поскольку, удельное давление на грунт наших вездеходов меньше, чем давление на грунт ноги человека, то наш автопоезд легко пройдет там, где пройдет человек.

Берётся наименее ценный участник экспедиции. Он надевает альпинистскую обвязку. Верёвкой его крепят к бамперу машины. Он идёт спереди со щупом со скоростью где-то 5 километров в час. Если вдруг он проваливается автопоезд останавливается, а смельчака достают из трещины.

crack_search

День 34

Высота: 750 метров над уровнем моря

Пройдено: 5 480 километров пути

Километр за километром, участники экспедиции едут по укатанной снежной трассе. Вездеходы на финишной прямой. Дорога позволяет разогнать машины аж до 40 километров в час. Внезапно в замыкающий машине на полном ходу раздается громкий звук. Сломался редуктор среднего моста
Все решают рискнуть. До станции «Прогресс» всего 53 километра ровной дороги. Решено отключить сломанный мост и ехать только на переднем приводе. Чтобы уменьшить нагрузку на ходовую часть, из поврежденной машины выгружают лишние вещи и перекачивают даже остатки топлива.
Не только люди вымотаны, машины тоже на грани. Такие серьезные поломки свидетельствуют, что запас прочности наших вездеходов практически исчерпан.

Станция «Прогресс»

Два часа монотонной снежной трассы и вот уже конечная цель – антарктическая станция «Прогресс». Члены команды ещё до конца не осознали, что им удалось невозможное. Новый рекорд для колесного транспорта в Антарктиде установлен!

meeting_progress

Финишная линия пересечена. Рисковать машинами на опасных подъемах нет никакого смысла, но конструктор вездеходов «Емеля» Василий Елагин отказывается от помощи в буксировки. Он решает на своём вездеходе дойти до конца. И это решение, едва, не стало роковым для одного из вездеходов.

На спуске прицепы догнали вездеход и развернуло машину. Хорошо ещё, что крепления прицепов не сломались.

crash

Опасения полярников были не беспочвенны. Понадобилось целых 4 часа, чтобы преодолеть расстояние от места нашего финиша, в районе аэродрома, до комфортабельных жилых корпусов станции «Прогресс».

Они дошли. 5519 километров. 34 дня, 33 ночи. Полюс Недоступности, Южный полюс, полюс Холода пройдены в автономном путешествии. Такого в мире ещё не делал никто и в ближайшее время и не сделает. Экспедиция на станции «Прогресс». Базовая станция Российская антарктическая экспедиции. Здесь есть возможность выдохнуть, помыться! и готовиться к возвращению домой. Путь будет не близкий и не быстрый. Около недели им лететь на перекладных самолетах. Но это уже никого не пугает. Есть время попрощаться с полярниками, которые до сих пор, при каждой встрече, поздравляют участников экспедиции с пройденным маршрутом, с установленным рекордом и называют их героями.

finish

 

Водители-механики экспедиции:

YelaginЕлагин Василий Игоревич

Родился 20 февраля 1953 года в Москве. Главный конструктор вездеходов «Емеля». По образованию геолог. Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса по альпинизму, «Снежный Барс». В его активе: восхождения на Эверест, Чо-Ойю, траверс Канченджанги в Гималаях, восхождения на Аконкагуа в Южной Америке, Массив Винсон в Антарктиде. Морские парусные путешествия. Участие в ралли Париж–Дакар, участник команды подготовки ралли Париж–Москва–Пекин. Проехал около 1000 км по побережью Чукотского моря на «Буране». Был участником нескольких автомобильных арктических экспедиций «Полярное кольцо», после чего загорелся идеей построить автомобиль, который сможет доехать до Северного полюса. Руководитель и организатор Морских Ледовых Автономных Экспедиций в 2008, 2009, 2011, 2013, 2014 и 2015 годах.

obikhodОбиход Владимир Николаевич

Родился 2 сентября 1955 года в г. Коростень Житомирской области. По образованию инженер-механик (Университет им. Баумана). Мастер спорта международного класса по альпинизму, дважды «Снежный Барс». Совершал восхождения на Хан-Тенгри по Северной стене, на пик Коммунизма по Южной стене, на Аннапурну по Южной стене, Лхоцзе по Южной стене, на Эверест. Награжден орденом «За личное мужество». Работает инженером в Научно-исследовательском институте. Водитель-механик Морских Ледовых Автономных Экспедиций в 2008, 2009, 2011, 2013, 2014 и 2015 годах.

MakarovМакаров Алексей Валерьевич

Родился 13 августа 1964 года в Екатеринбурге. Кандидат в мастера спорта по автоспорту, автоконструктор, организатор туристического проекта «Дороги Урала», северных экспедиций на вездеходах «Макар», руководитель Автомобильной трансарктической экспедиции и конструктор вездеходов «Бурлак». С 2001 года участвовал более чем в 50 соревнованиях по автогонкам регионального, российского и международного уровней. Бронзовый призер чемпионата России по трофи-рейду 2005 года, один из победителей в номинации «Культурная навигация» международного трансконтинентального автопробега «Экспедиция трофи», проходившего по маршруту Мурманск — Владивосток. В 2009 – 2015 годах на вездеходах «Макар» он объехал весь Северный и Полярный Урал, добрался до Таймыра и Ямала.

Другие части:
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 1
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 2

Фильм Валдиса Пельша «Антарктида. Хождение за три полюса». Фильм третий

Все права на контент содержимого статьи: текст, фото и видеоматериалы принадлежат создателям и правообладателям фильма «Антарктида. Хождение за три полюса». Ссылка на оригинальный контент. Если Вы являетесь правообладателем этого контента, не согласны с размещением этого контента на сайте и считаете, что ваши права нарушены, прошу сообщить об этом владельцу сайта для урегулирования разногласий в досудебном порядке. Это можно сделать в комментариях к статье или на странице Контакт.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*