Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 1

AntarcticaНе могу не удержаться от того, чтобы на страницах сайта рассказать об уникальной экспедиции в Антарктиду.

Зимой 2018 года, российский телеведущий и продюсер Валдис Пельш, со съёмочной группой отправился в Антарктиду. Маршрут экспедиции проходит через 3 полюса: Полюс Недоступности, географический Южный Полюс Земли и Полюс Холода. Уникальность экспедиции в том, что экспедиция проделала путь через всю Антарктиду, в автономном режиме, без дозаправки топливом и пополнения провианта.  Таких экспедиций ещё никто никогда не делал.

Видеоматериалы экспедиции легли в основу фильма, документальной трилогии «Антарктида. Хождение за три полюса». В этой статье описание первой части экспедиции.

Для любого путешественника, бесценен живой опыт реальной экспедиции. В фильме описаны технические  сложности, трудности выживания в суровых условиях, а также психологические проблемы малого коллектива в экстремальной ситуации.

Первая часть фильма находится в конце этой статьи.

Другие части:
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 2
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 3

Антарктида. Хождение за три полюса

В состав экспедиции вошло 7 человек:

  • создатель уникальных вездеходов «Емеля», конструктор Василий Елагин,
  • два водителя-механика Алексей Макаров и Владимир Обиход.
    Съемочная группа:
  • режиссер Кристина Козлова,
  • операторы Денис Негривецкий и Александр Кубасов,
  • а также автор и ведущий Валдис Пельш.

Путешествие длиной более пять с половиной тысяч километров, начинается на севере Антарктиды, со станции «Новолазаревская». Дальше путешественники отправятся на юг, к Полюсу Недоступности – самой удаленной от всех берегов Антарктиды точки. Затем – Южный Полюс, после чего станция «Восток», Полюс Холода планеты и, наконец, станция «Прогресс» на восточном побережье материка.

route

В качестве транспортных средств экспедиции используются вездеходы «Емеля». Это единственные машины, которые пересекли Северный Ледовитый океан от берега до берега через Северный полюс.

emelya

Прибытие в Антарктиду

Экспедиция стартовала из столицы Южно-Африканской Республики, Кейптауна. После шесть с половиной часов перелёта, члены экспедиции приземлились на ледовую посадочную полосу полярной станции «Новолазаревская». В обычных аэропортах обледенение — это серьёзная проблема, и посадка в таких условиях для большинства самолётов гарантированно заканчивается катастрофой. Но не для самолёта Ил-76, специально созданного для работы в тяжёлых условиях. А в Антарктиде других не бывает.

Одним из главных символов крылатой Антарктики в наши дни является российский Ил-76. Благодаря его уникальным характеристикам он здесь нарасхват. Его арендуют и используют иностранные компании, в том числе и американские. Наша экспедиция, наши автомобили, все ваши грузы прибыли в Антарктику на нём.

Автомобили выгрузили из самолёта прямо на антарктический лёд, покрывающий 98% этого континента. Толщина ледяного панциря в этом месте более 400 метров.

il-76

Особенности Антарктиды

Летний сезон в Южном полушарии длится с ноября по февраль. За этот период рабочая лошадка транспортной авиации Ил-76 успевает сделать 10-11 перелетов на южный континент. Каждый раз взлёт и посадка — это серьезное испытание даже для опытных летчиков. Первые советские самолёты появились в Антарктиде в 1956 году, вместе с первой антарктической экспедицией. Их готовили, учитывая богатейший опыт полетов в северных широтах. Но выяснилось, что Арктика и Антарктика — это разные вещи.

Во-первых, структура и свойство снега. Он здесь такой, что стирает лыжи, на которых устанавливаются шасси, словно наждаком.

Во-вторых, толщина ледяного панциря добавляет к высоте полётов 3-4 тысячи метров, а значит нужны более мощные двигатели. Сила ветра здесь может быть такая, что пилоты, иногда, часами сидели в кабине закреплённого тросами самолёта и работали штурвалом, не давая ему взлететь. Самолёт Ан-2, оставленный на первую зимовку, на месте не нашли. Там, где он стоял, были только обрывки тросов и лыжи, которые намертво вмерзли в лёд. Сам самолёт, разбитый, валялся в нескольких километрах от этого места.

Сборы экспедиции

Сборы заняли всего три дня. За это время были установлены антенны спутниковой связи, обустроено жилое пространство внутри автомобилей, размещена съемочная аппаратура, рассчитан и подготовлен необходимый для выживания провиант и топливо. Они погружены в специальные прицепы вездеходов.

Василия Елагина, до конца не оставляли сомнения: выдержит ли техника? Дело в том, что каждый вездеход рассчитан тащить за собой до 2 тонн груза. А общий суммарный вес поклажи в прицепах более 11 с половиной тонн. Василий Елагин понимал что рискует, причём рискует всем. Но в глубине души каждого конструктора, испытателя, путешественника живёт авантюризм. И это нормально. Иначе, как пройти испытание которое до тебя не проходил никто?

Антарктида, как ни странно, это самый высокий континент на планете. Дело в том, что его средняя высота составляет 2 000 метров над уровнем моря. По большому счёту, маршрут экспедиции проходил в условиях, близких к высокогорным. Нагрузка на двигатели, в условиях разреженного воздуха, могла оказаться чрезмерной.

Старт экспедиции

Высота: 119 метров над уровнем моря.

Полярники станции «Новолазаревская» вышли провожать экспедицию. Были и торжественные слова, и крики Ура! и шампанское, которым окропили оба вездехода. Но, пора отправляться в дорогу.

wires

Первый километр экспедиции дался с большим трудом. Температура за бортом минус 30 градусов. Для южного континента это нормальная летняя погода.

dome

Почти вся поверхность материка Антарктида покрыта слоем льда толщиной до 4 километров. Это, так называемый, купол Антарктиды. Он постоянно движется, буквально сползая от центра материка в океан. Так образуются айсберги. Один из самых крупных ледяных островов в истории откололся от Антарктиды в 2 000 году. Его площадь составила 11 000 квадратных километров.

Но для экспедиции особую опасность представляли не айсберги, а трещины. Глубина трещин может достигать нескольких сотен метров. С ростом планетарной температуры, число трещин постоянно увеличивается.

Первая серьезная задача экспедиции – забраться на купол. Машины работали на пределе возможностей из-за крутизны подъёма и неровностей рельефа. Ехать выше второй передачи не получалось. Снежный рельеф под колесами не располагает быстрой езде. То и дело, вездеходам приходилось преодолевать заструги, вытянутые снежные гребни, высота которых может достигать полутора метров. Особенно тяжело приходилось грузу. Подвески прицепов ещё справлялись с неровностями, но нагрузка на сани-волокуши оказалась значительно больше расчётных.
Первая поломка – слабым звеном оказалась цепь привода заднего моста. От запредельных нагрузок она растянулась на целое звено.

Питание в экспедиции

Основа рациона экспедиции – сублимированные, то есть полностью лишенные воды, продукты. Чтобы выжить в Антарктиде нужно очень хорошо питаться. Ученые подсчитали, что для нормальной работы организма в полярных условиях, необходимо 4 500 – 5 000 килокалорий в сутки. То есть примерно в 3 раза больше, чем в средних широтах. А если полярник регулярно занимается физическим трудом, то это норма возрастает до 8 000 килокалорий. Если есть меньше, то очень быстро наступит истощение.

Времена, когда первопроходцы и исследователи Антарктиды питались собаками и могли забить, например, 500 императорских пингвинов перед зимовкой, давно уже прошли. Не пытайтесь найти на полярных станциях такие деликатесы как баклан на гриле, мозги тюленя или яичница из пингвиньих яиц. Пища, добытая из дикой природы, в Антарктиде находится под запретом, за одним приятным исключением: рыбачить можно.

sublimates

Сублиматы — это достижение современной науки. В них сохраняются все питательные вещества и витамины, нужно просто добавить воды. Но не только сублиматами, будет жить путешественник. Мало кому известно, что самые энергоемкие продукты в рационе покорителей Антарктиды – это сало и шоколад. Без них в экспедиции не обойтись. Как и без воблы, источника соли. Лук, чеснок, сухари, всё это посоветовали взять опытные полярники.

repastdinner

Ещё одно антарктическое лакомство – куриные яйца. Очень важен не только общий вес вашего груза, но и его объем. Такой простой предмет, как куриное яйцо, тоже имеет свой объем и его можно оптимизировать. Берёте яйца, разбиваете их в пакет, а затем оставляете пакет на морозе. Всё! В нужный момент, просто отколите необходимый объем для вашего омлета и бросьте на сковородку.

Планы и распорядок дня

Планировалось пройти через Антарктиду, уложившись в 50 дней. Именно на 50 дней рассчитан запас продуктов. Для этого, каждый день нужно преодолевать расстояние, не менее 100 километров. Небольшое, в общем-то расстояние, в Антарктиде превращается в изнурительный переход, во время которого тяжело приходится и людям, и технике. Снег тяжёлый, он быстро забивает приводные механизмы. Очищать их приходится вручную, во время коротких остановок. Если этого не делать, он разрушит резиновые детали – пыльники. А их замена требует совсем других усилий и времени.

Летом в Антарктиде полярный день. Солнце круглые сутки висит над горизонтом. Поэтому определить, когда нужно ложиться спать, можно только взглянув на часы. Отдых необходим. И в первую очередь это касается водителей. Их трое на две машины. Антарктический рельеф не даёт водителем расслабиться. Чтобы сохранить внимание и концентрацию им приходится жить и работать по особому графику. Днём водители 2 часа спали, 4 часа ехали. Получалось, что каждый из 3 водителей проезжал по 8 часов в день. Даже иногда больше.

Экспедиция вовсю использовала энергию Солнца. Машины на ночь ставились так, чтобы в 5-6 часов утра, солнце било прямо в стёкла кабин и прогревало таким образом салон.

В кабине вездехода для проживания есть объёмные полки, стол, компьютер, вешалки для всего необходимого и комфортабельные спальные места. К утру здесь температура максимум минус 10 градусов, при том, что за бортом может быть до минус 40. Но экипажи совершенно не страдали, потому что у них были очень теплые спальные мешки на синтепоне, которые рассчитаны на минус 40 градусов. Так что путешественники просыпались совершенно не замерзшими. В одном вездеходе было 3 спальных места, а во втором – 4.

Тем не менее, участники экспедиции уже в первые дни путешествия начали осознавать, что несмотря на бескрайние просторы, окружающие их, все испытывали острую нехватку личного пространства. Оставалось надеяться, что это не приведёт к конфликтам.

День второй.

Высота: 1 800 метров над уровнем моря.

Циклон все-таки догнал экспедицию во время ночевки. Даже пришлось немножко откапываться. Дальше шли по приборам вслепую. Норму в 100 – 120 километров в день отменять никто не собирался.

trailers

Экспедиция продолжала движение к самой удаленной от берегов Антарктиды точки – Полюсу Недоступности. К уже привычным трудностям, вроде неровного рельефа, разреженного воздуха и снега, забивающего приводные устройства, добавилась пурга. Видимость стремилась к нулю. Нервы на пределе.

Первые трудности

На второй день случилось то, чего так опасались механики: начались крутые подъемы.

caravan

Длина склона, на который предстояло забраться машинам 400 метров. Крутизна более 10 градусов. Это немало, особенно если учесть, что под колесами у вездеходов не твердая поверхность, а рыхлый снег. Машина без груза ещё сможет его преодолеть, но с пятью тоннами на хвосте это невозможно.

tow-rope

Команда решает освободить один вездеход, чтобы в двойной сцепке, вытащить на вершину сначала один караван, а затем и другой.
Мощность двигателей каждого вездехода 75 лошадиных сил. Вместе – 150. В момент штурма, вездеходы рванули с такой силой, что лопнула сцепное устройство. Хорошо, что была запасная. Металл не выдержал, а склон так и не покорился.

breakage

Если мощности двух вездеходов при движении вверх по склону не хватает, значит нужно, чтобы хотя бы один из них, двигался по ровной поверхности. Длина сцепки увеличилась до 400 метров. Находясь на вершине, головной вездеход, тянул длинным тросом весь караван. Наконец, дело сделано. Штурм склона, включая ремонт волокуши, занял целых 3 часа. Теперь нужно было наверстывать упущенное время.

tow

Экспедиция прошла более 300 километров, но, когда видишь всю эту безбрежность, которая нас окружает, понимаешь, что это всего лишь один шаг на пути к цели. Команда смогла подняться на антарктический купол, и сейчас под ними около 3000 метров чистого льда.

Трудности высокогорья

На высоте 3 000 метров, человеческий организм испытывает острую нехватку кислорода. Здесь его почти на 30% меньше, чем на уровне моря. Отсутствие аппетита, головная боль, быстрая утомляемость — это первые признаки горной болезни. И это только начало. Первая цель экспедиции, Полюс Недоступности, расположен на высоте 3700 метров. И с каждым набранным метром, гипоксия будет усиливаться. Кислорода не хватает не только людям, но и двигателям.

Из-за того, что воздух разрежен, резко падает мощность двигателя. Чтобы он не заглох, водитель вынужден переключаться на пониженную передачу. От этого расход топлива растёт в геометрической прогрессии. Если запасы топлива закончатся раньше, то караван застрянет посреди ледяной пустыни.

Несмотря на все трудности, экипажи вездеходов продолжали двигаться вглубь материка к своей цели. Подъём на купол означает, что зона трещин, которые старательно обходили, уже позади, а значит можно ненадолго расслабиться.

До первого полюса более 1 000 километров, это приблизительно 8-9 дней монотонного пути, от которого очень устаёшь морально. Единственный след присутствие человека в этой части Антарктиды — это заброшенная американская станция «Плато», находящаяся немного в стороне от проложенного маршрута. Чтобы попасть на станцию, давно оставленную людьми, придётся сделать крюк в 200 с лишним километров.

detour

С одной стороны, лишние 200 километров — это почти 180 литров драгоценного топлива. С другой – такой уникальный шанс выпадает нечасто. Участники экспедиции решили отклониться от маршрута и пройти мимо станции «Плато». Это американская станция, покинутая людьми в 1969 году. За прошедшие 50 лет там побывало, наверное, человек 10.

Полярные станции в Антарктиде

На сегодняшний день в Антарктиде функционируют от 80 до 90 полярных станций и поселений от 30 государств. Большинство из них на побережье и островах. И только четыре станции работают внутри континента. Российская «Восток», американская «Амундсен-Скотт», франко-итальянская «Конкордия» и китайская «Куньлунь».

stations

Обеспечивать жизнедеятельность станции внутри материка довольно сложно. Большая часть грузов для работы российской антарктической экспедиции доставляется на южный континент морем. Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» более 30 лет ходит по маршруту Санкт-Петербург – Антарктида. Этот корабль пришел на смену легендарному дизель-электроходу «Михаил Сомов», с именем которого, связана одна из самых захватывающих историй спасения в Антарктике.

День третий

Высота: 3 200 метров над уровнем моря.

Утро 3-его дня экспедиции начинается с проблем. В одной из машин внезапно сел аккумулятор. Возможно, где-то произошло короткое замыкание. Вместе с аккумулятором, вышла из строя печь отопления салона.

Летом, то есть с ноября по февраль, температура в Антарктиде колеблется в довольно широких пределах: от 0 градусов на побережье, до минус 60 в центре материка. Зимой, которая длится 8 месяцев, столбик термометра легко может опуститься до минус 80 градусов. И это не предел. Самая низкая температура на Земле за всю историю наблюдений было зафиксирована здесь, в Антарктиде, минус 89,2 градуса. Такой погода была 23 июля 1983 года, на арктическом полюсе холода, на станции «Восток», куда участникам экспедиции еще предстояло добраться.

team

Несмотря на все усилия механиков, вернуть печку к жизни, так и не удалось. Температура в жилом отсеке вездехода теперь не будет подниматься выше 0 градусов. Участники экспедиции к такому повороту подготовились. В их арсенале достаточно тёплых вещей. Однако постоянное пребывание в условиях низких температур, вызывает состояние, которое врачи называют холодовая усталость организма. В этом состоянии у людей снижается работоспособность, появляется бессонница, безразличие к любой деятельности и, самое опасное в условиях замкнутого пространства, увеличивается раздражительность.

В дополнение к неприятностям с аккумулятором и печкой, механики обнаружили, что у двигателя подтекает масло.  А главное, зачем нужно следить в Антарктиде — это то, что бы ни одна капля масла или топлива не попала на лёд. В Антарктиде очень чисто. Здесь вообще нельзя мусорить. Приезжающих просят проверить подошвы обуви, на предмет грязи, микроорганизмов или наличии растений. Вы можете спросить: А как тогда, например с жидкими продуктами человеческой жизнедеятельности? Особенно в походе? Очень просто: через каждые 100 километров вы копаете яму, и выливаете туда всё, что накопилось. А с твёрдыми продуктами человеческой жизнедеятельности ещё проще. И этот закон неукоснительно соблюдается. Всё складируется в пакетики и всё вы везете с собой.

Ремонтные работы заняли несколько часов, но течь устранена, и можно спокойно двигаться дальше.

День пятый

Высота: 3 500 метров над уровнем моря.

На высоте 3 500 тысячи метров, влажность 0. А это значит, что каждый участник экспедиции должен выпивать в день минимум 3 литра воды. 3 литра на 7 человек, на 50 дней – получаем тонну. Зачем её тащить с собой? Кругом чистейший снег Антарктиды. Но для того, чтобы растопить тонну снега, нужно потратить много горючего. Поэтому существуют специальные контейнеры для снега. Они загружаются в машину, рядом с двигателем. Двигатель работает, контейнер нагревается. Человек потом пьёт воду и улыбается. Только надо не забывать, что снег не содержит минералов. Поэтому  каждый участник экспедиции принимал таблетки с микроэлементами.

aqua

Простудиться на самом холодном континенте планеты проще простого. Поэтому, помимо необходимых организму солей, члены группы пили витамины и препараты для профилактики простудных заболеваний. Особенно хорошо помогают препараты, предназначенные для поднятия иммунитета. Благодаря им и держались. Несмотря на 30 градусный мороз, никто не заболел.

А вот на технике переход в неблагоприятных условиях сильно сказался. Нагрузки, которым подвергаются вездеходы, даже в средних широтах вызвали бы проблемы. А здесь, в Антарктиде отказ за отказом.

Другие части:
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 2
Антарктида. Хождение за три полюса. Часть 3

Фильм Валдиса Пельша «Антарктида. Хождение за три полюса». Фильм первый

Все права на контент содержимого статьи: текст, фото и видеоматериалы принадлежат создателям и правообладателям фильма «Антарктида. Хождение за три полюса». Ссылка на оригинальный контент. Если Вы являетесь правообладателем этого контента, не согласны с размещением этого контента на сайте и считаете, что ваши права нарушены, прошу сообщить об этом владельцу сайта для урегулирования разногласий в досудебном порядке. Это можно сделать в комментариях к статье или на странице Контакт.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*